Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
Стремительно пролетели праздничные вечера IX Международного балетного фестиваля, оставив массу впечатлений — от мастерства исполнителей до калейдоскопа хореографических решений. Фестиваль подарил чебоксарцам премьеру «Конька-Горбунка», творческий вечер Илзе Лиепа с участием звезд Большого театра, «Дон Кихота» с зарубежными артистами и финальный гала-концерт.
Для постановки балета Р. Щедрина был приглашен лауреат Государственной премии России балетмейстер Б. Мягков, удостоившийся этого звания именно за «Конька-Горбунка» (1987 год, Сыктывкар),
Спектакль получился ярким и динамичным.... Ночь, Иван (А. Хисамутдинов) стережет пшеничное поле. В его танце — упоение, романтический восторг и предчувствие счастья. Следующая картина — базарная площадь. Как изящны и резвы черные с золотыми гривами кобылицы (С. Лызова и Л. Лобышева), которых вывели продавать братья Ивана (А. Григорьев и Г. Виноградов) . А вот на сцене уже резной дворец и царь, о котором исполнитель этой роли Б. Бадамсамбуу заметил, что его герой — Добрый человек, «застрявший» в детстве. Дальше мы оказываемся на волшебной серебряной горе — в царстве Жар-птицы, а потом попадаем на зыбкое морское дно с русалками. После всех путешествий Иван со своим верным Коньком-Горбунком (Т. Альпидовская) возвращается на землю и, искупавшись в кипящем молоке, становится Чудо-красавцем и супругом прекрасной Царь-Девицы и Жар-птицы (Е. Лемешевская).
Череда картин смотрится увлекательно. Замечательны костюмы артистов. В спектакле тщательно проработана пластика, любая деталь заметна и имеет смысл.
На вечере Илзе Лиепа «Жизнь без слов» мы встретились с явлением уникальным. В ней было все: беспредельная техника, обжигающий темперамент, острый ум и магическое обаяние. Не случайно именно ее выбрал известный французский хореограф Ролан Пети на роль Графини в «Пиковой даме» П. Чайковского.
В 2001 году Р. Пети за постановку балета «Пиковая дама» первым из зарубежных мастеров получил Государственную премию России.
Наших зрителей буквально потрясли фрагменты в исполнении Илзе Лиепа (Графиня) и Д. Гуданова (Герман).
Во втором отделении в композиции «Мужчина и женщина» на музыку Ф. Синатры прима-балерина танцевала с М. Перетокиным. В оригинальной композиции они показали, что русский балет вышел в открытый мир. Они танцевали недоступную ранее хореографию, упущенную за годы вынужденной изоляции.
В творческом вечере Илзе Лиепа принимали участие звезды Большого театра и Музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко: А. Яценко, Я. Годовский, М. Адлаш, О. Кузьменко и А. Любимов.
Суть балета Л. Минкуса «Дон Кихот» — в искрометности испанских танцев, безудержности вихревых темпов, калейдоскопической смене картин. Сюжет повествует о несостоявшейся свадьбе богатого дворянина Гамаша с красавицей Китри, возлюбленной Базиля. А рыцарь Печального Образа выполняет благородную миссию — встает на защиту влюбленных.
Интересной в спектакле была влюбленная пара (Китри и Базиль) — лауреаты международных конкурсов Микки Хаманака и Нериюс. Юшка — солисты Национального театра оперы и балета Литвы (Вильнюс). Танцевали артисты чисто, легко, выразительно. Марат Ситдиков из Татарского театра решил образ Дон Кихота в лирико-романтическом плане, сняв со своего персонажа черты, вызывающие иронию.
В спектакле также приняли участие солисты Большого театра, солисты и артисты балета Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля и Чувашского государственного театра оперы и балета.
Гала - концерт прошел под знаком синтеза старой школы классического танца с ультрасовременными новациями, жесткими ритмами нового века, соединения с жанрами ретро, драмбалета, шоу-балета, мюзикла.
Горделиво, стремительно, характеристически выступил Нериюс Юшка в номере «Торреро» из балета Ж. Визе — Р. Щедрина «Кармен - сюита». Адажио из балета Яни «Маленькие трагедии XX века» в исполнении москвичей С. Кувшиновой и А. Бабенко передало романтическую порывистость, полетность, восторг и упоение любви.
Премьерой фестиваля и концерта стала композиция Г. Никифоровой «Прости» на музыку Дж. Симпсона. Ее исполнили наши солисты Т. Альпидовская и А. Хисамутдинов. Выразительность, психологическая глубина танца, созданного средствами хореографии, вызвали бурный восторг.
Два контрастных номера показали солисты Большого театра Л. Кочеткова и Д. Медведев: сюиту из балета «Эдит Пиаф» и фантазию на тему Марлен Дитрих, решенную в симбиозе традиций ретро, авангарда, театра-шоу и эксцентрики.
Репризой IX Международно-го балетного фестиваля стала сцена из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок».
Светлана МАКАРОВА,
заслуженный деятель
искусств ЧР.