Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Надежда Павлова

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru
В Москве в апреле 1972 года на Всесоюзном конкурсе артистов балета, проходившем на сцене Концертного зала имени Чайковского, 16 - летняя Надежда Павлова поражала не только феноменальными физическими данными, беспредельным шагом, благодаря которому знакомые движения классического танца выглядели в ее исполнении необыкновенно и броско. Но, самое главное, танец ее был легок и естественен как дыхание.

Она получила первую премию, обойдя своих соперников, многие из которых уже заработали известность в балетном мире.

Щупленькая, с большими черными глазами, в которых как бы замерло немое, робкое удивление, с перетянутым ленточкой детским хвостиком волос на затылке, она за несколько своих кратких выступлений на сцене зала имени П. Чайковского заставила зрителей еще раз задуматься о чуде искусства. Чуде, которое всегда ждешь, перед которым останавливаешься пораженный…
"В этой ученице были очарование и тайна. Тайна головокружительной легкости, с какой она постигала все сложности языка классического танца. То, к чему другие шли годами, в мучительной и трудной постепенности набирая опыт и мастерство, она получила как будто сразу, от природы." писал знаменитый балетмейстер Асаф Мессерер.
Казалось, для нее не существует ни зала, ни соперников, ни жюри, выставляющего оценки. Она жила в мире танца и музыки, и естественность этой жизни выливалась на сцене в удивительную легкость и свободу.
Поражало не только безупречное мастерство юной танцовщицы, но и то проявление неповторимой артистической индивидуальности, которая всегда отличает настоящий талант.
Никто в истории человечества не дерзнул ответить на вопрос: как в человеке зарождается талант.
Пушкин в четырнадцатилетнем возрасте вызывал своими стихами восхищение Жуковского и заставлял того признать ученика гением, тогда как знаменитый американский поэт Уолт Уитмен почти до сорокалетнего возраста писал более чем посредственные произведения.
Можно проследить процесс развития таланта гения, но никто никогда не видел, откуда он взял свое начало или как он зародился.
Надежда Павлова еще в том возрасте, когда родители водили ее за ручку в садик, большую часть пути старалась пройти на цыпочках. Еще не умея читать, она вырезала из журналов фотографии знаменитых балерин, уже тогда она хотела только одного – танцевать.
В Чебоксарах, на узкой и длинной улице Дегтярева, недалеко от Волги, где каждую весну в садах раздавалась настоящая симфония из птичьих голосов, протекало детство будущей звезды балета.
Учась в школе, Надя пошла в танцевальный кружок, организованный в Дворце пионеров. Чтобы всерьез заниматься танцевальным искусством, необходимо отказаться от многих удовольствий, которые составляют жизнь ребенка. Надо строго соблюдать режим дня, особенно режим питания и забыть о вкусных пирожках и сладостях.
Легко принять решение, труднее - его выполнить. Многие девочки, пришедшие в кружок вместе с Надей, быстро отсеялись.
Будущая балерина была готова лишить себя многого, лишь бы осуществить свою мечту. Дни, проведенные на занятиях в Дворце пионеров, были для нее своеобразными ступенями к чему-то завораживающе прекрасному и пока далекому. Одни из этих ступеней давались легче, другие – труднее. Жизнь юной балерины сплошь состояла из больших и маленьких побед и неудач.
Даже находясь дома, Надя разучивала трудные движения и поглядывала на портреты балерин, которые когда-то вырезала из журналов.
Когда Наде было девять лет, в Дворец пионеров приехали представители Пермского хореографического училища, чтобы отобрать способных детей.
Отбор девочек из кружка для продолжения учебы в хореографическом училище был первым серьезным конкурсом в ее жизни. Пройдя этот конкурс, она первый раз в жизни испытала счастье от одной маленькой сбывшейся мечты – по-настоящему учиться танцевать.
За четыре десятилетия существования Пермского хореографического училища в его историю вписано немало славных страниц.
В те годы, когда в нем училась Надежда Павлова, здесь трудилась целая плеяда талантливых воспитателей.
Училище выпустило более 400 артистов балета, многие из которых носят звания народных и заслуженных, лауреатов международных конкурсов.
Нередко в биографиях великих творцов искусства целые пласты личной жизни, полные событий и переживаний, проходят незаметно для творчества, в то время как малозначащий эпизод, случайно услышанное слово вдруг разворачивается под рукой мастера в целые картины.
Для десятилетней Нади начиналась совершенно новая жизнь, которая таила что-то неведомое и благодатное. В училище принимали далеко не всех. Из почти тысячи желающих для обучения отбирали лишь несколько счастливчиков. Надя Павлова прошла отбор, досрочно, за тур до его окончания, став ученицей хореографического училища.
Мир, в который она попала, был необычен – это был мир танца. Для каждой воспитанницы училища танец стал не просто главным занятием в жизни, он стал ее смыслом.
Для Нади Павловой танец являлся самой жизнью. В танцевальных классах с дощатыми полами и зеркальной стеной она постигала элементы классического танца.
Она попала в класс Людмилы Павловны Сахаровой, которая была выпускницей Московского хореографического училища и некоторое время работала в Большом театре. Кроме строгости и требовательности, у нее было исключительное чутье на людей талантливых, одаренных.
Однажды Людмила Павловна призналась: «Я не верю в сверхъестественную одаренность, а верю только в то, что надо очень много работать. Одни девочки поступают с хорошими данными, и так с ними и остаются. Другие – со средними, и развиваются».
Надя Павлова, по мнению педагога, выделялась среди остальных прилежностью, какой-то особенной страстью постигать больше, чем остальные. Кроме того, у нее были превосходные данные.
В ноябре 1971 года в столице Украины, Киеве, проходил смотр хореографических училищ страны. Из всех республик на смотр прибыли 60 лучших молодых начинающих артистов балета, среди которых самой юной была пятнадцатилетняя ученица Пермского хореографического училища Надежда Павлова.
В паре с товарищем по училищу, восьмиклассником Юрием Петуховым, она исполнила па-де-де из балета «Тщетная предосторожность».
Все участники смотра показали зрелые образцы исполнения. Им горячо аплодировали и члены комиссии, и балетмейстеры, и зрители. Но особое внимание было обращено на самую юную, черноглазую и худенькую Надю Павлову.
Она выучила свою партию безупречно, что позволяло ей меньше заботиться о технике танца и больше уделять внимание артистичности и красочности исполнения.
По результатам смотра единогласным решением членов комиссии Надя Павлова была рекомендована для участия на Всесоюзный конкурс артистов балета в Москву.
В первом туре вместе со своим партнером Юрой Петуховым она исполнила па-де-де из «Тщетной предосторожности». Перед выходом на сцену очень волновалась. От одной мысли, что на нее будут смотреть корифеи балета, холодело сердце. Но как только заиграла музыка и Надя вышла на сцену, все на свете забылось. Не надо было думать ни о зале, ни о внимательных глазах, нужно было только танцевать.
Журнал «Театральная жизнь» в отчете с Всесоюзного конкурса артистов балета писал: «Павлова вдруг высоко взлетела – одна нога подогнута, другая, словно стрела молнии, пронзила воздух – и на мгновение как бы застыла на вершине взлета, затем, неслышно опустившись на пол, балерина вновь взлетела – и теперь разряд «молнии» полоснул в другую сторону. И так из глубины сцены до самой рампы каскад удивительных прыжков-полетов. Старинный элемент классического балета па-де-де преобразился, прозвучал в исполнении юной танцовщицы свежо, ново».
Во втором туре Надя с Юрой исполнили миниатюры «Маленькая балерина» и «Озорница» в постановке Марата Газиева.
Последняя миниатюра имела ошеломляющий успех.
Один из журналов того времени писал: «Надя вышла на сцену в красных коротеньких брючках с забавным бантиком на голове. Классическая хореография предстала тут в сочетании с движениями и ритмами сегодняшнего танца. И в этом незатейливом этюде-зарисовке, удачно поставленном для Павловой, мы узнаем нашу современницу – обаятельную девочку-озорницу».
Последний, третий тур состоялся 29 января 1972 года. Надя с Юрой Петуховым показали па-де-де из балета Лео Делиба «Коппелия».
В этом дуэте она предстала совершенно другой: не озорной, а классически строгой, величавой и элегантной.
На следующий день, 30 января, стало известно, что первое место среди артистов балета страны жюри присудило Надежде Павловой.
О ее победе много говорили и писали в прессе. В рецензиях сквозила нотка восторженного удивления: как все-таки могло случиться, что 15-летняя девочка овладела искусством пластического танца на уровне ведущих балерин, одержала победу над взрослыми, уже сложившимися балеринами, воспитанницами Московского и Ленинградского хореографических училищ?
Наверное, Надежда победила и потому, что показала себя не только старательной, исполнительной ученицей, но, пожалуй, уже и артисткой. Артисткой, прилагающей свои силы к развитию горячо любимого ей искусства.
В июне 1973 года на 2 Международном конкурсе артистов балета Надежда Павлова выступала уже с новым партнером - Вячеславом Гордеевым, воспитанником московской школы.
После удачных выступлений в Киеве и «золота» на Всесоюзном конкурсе ей было необходимо не просто хорошо выступить, а выступить отлично, только в таком случае она могла бы доказать всем, что ее победы - не случайны.
Это действительно было нелегкое испытание, которое длилось почти месяц.
Беспрестанно находясь под пристальным вниманием журналистов, ощущая на себе тысячи любопытных взглядов, трудно до конца сохранить самообладание и сконцентрироваться на одном только танце.
Надежда выдержала это испытание. Она вновь стала первой, но теперь уже на международной сцене. Своим танцевальным мастерством она удивила и восхитила весь мир. Крупнейшие деятели искусства дали ей самую высокую оценку, девочке предсказывали блестящее балетное будущее.
Для знатоков и любителей балета Надя Павлова стала настоящим открытием девочки, созданной для танца и которая, казалось, сама была воплощением танца.
Прекрасная техничность, волшебная грациозность, трепещущая хрупкость, редкое чувство музыки…
В 17 лет она - выдающаяся танцовщица.
Надежда показала прекрасный спектакль. Рядом с ней другие участницы оставили впечатление прилежных учениц, хорошо выучивших свои движения, тогда как она, казалось, импровизировала на сцене.
После победы на конкурсе последовали гастроли по Америке в составе труппы Большого театра.
Почти за два месяца артисты балета дали 49 концертов в Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго, Филадельфии. Зал был полон везде, успех - огромен, и часть этого успеха пришлась и на долю Нади Павловой.
Американские зрители смогли увидеть то, о чем говорили в последнее время во всем балетном мире. Надежда Павлова танцевала всем своим телом, сердцем и душой, она испытывала наслаждение от пребывания на сцене.
После возвращения с гастролей Надежда продолжила учебу в Пермском хореографическом училище, но учиться ей оставалось всего один год.
За восемь лет, проведенных в стенах училища, она не потратила впустую ни часу отпущенного ей времени. Лучшие годы ее детства и юности не прошли бесцельно, а были отданы раз и навсегда выбранному делу.
После окончания учебы – Пермский театр оперы и балета, в составе которого Надежда Павлова посетила Австрию, Югославию, Италию.
Следом – Большой театр, на сцене которого она танцевала «Жизель», выступала в балете Чайковского «Спящая красавица», исполняла роль Эолы в балете Слонимского «Икар» и многие другие балетные партии.
Одна из лучших работ Павловой в Большом театре – партия Джульетты в балете С. Прокопьева «Ромео и Джульетта».
Роль требовала от исполнителя не просто высокого технического мастерства, но и глубокого душевного переживания. Каждый новый спектакль открывал новые стороны ее дарования, весь талант балерины был подчинен созданию психологического образа на сцене.
Но в жизни Павлова была большей частью замкнута и немногословна.
В 1976 году она вернулась в родной город, чтобы порадовать своих земляков великолепным выступлением в спектакле «Жизель» на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета.
С 1997 года в этом театре проходят международные балетные фестивали, на которые съезжаются ведущие мастера хореографического искусства.
На организационном комитете пятого балетного фестиваля в 2001 году президентом оргкомитета была избрана Надежда Павлова.
Судьба чебоксарской школьницы Нади Павловой действительно необычна. Ей удалось за сравнительно небольшой срок достичь того, на что у других уходят десятилетия.
Всякая судьба глубоко индивидуальна и неповторима. Кто-то считает, что это - удача или стечение обстоятельств. Но все сходятся на одном – Надежда Павлова чрезвычайна талантлива. Талант не только достался ей от природы, она много работала над тем, чтобы развить и приумножить его.
В 1983 году она закончила балетмейстерское отделение Гиттиса и сейчас работает над осуществлением своих новых творческих замыслов.
Максим Казаков

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика