В большом танцевальном зале накрыты столы к чаю. Играет веселая музыка. На заднике – изображение каравая хлеба. Гости собираются. Звучит русская народная песня о хлебе.
Входят двое ведущих с караваем.
1-й: Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, да желанные! Рады видеть вас всех у нас на празднике! Ждет вас здесь угощение знатное и времяпрепровождение приятное.
2-й: И по старому русскому обычаю, дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью. А главный хлеб на Руси – это, конечно же, каравай. Ну а женщин, которые раньше преподносили хлеб, называли каравайщицами. И я прошу нашу честно-хваленую каравайщицу угостить гостей хлебом-солью!
Звучит мелодия русской народной песни «Светит месяц». Каравайщица угощает присутствующих.
1-й: Слово «каравай» происходит от слова «кара» – круг, потому что каравай – круглый хлеб. Наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, годовой цикл – круглый год, Вселенная нашим предкам представлялась тоже круглой, замкнутой. Да и вся жизнь, как считали, развивается по кругу: человек рождается, живет и умирает, чтобы вновь родиться. И вот поэтому хлеб – символ жизни – был круглым.
В давние времена люди, собираясь на праздники, устраивали пиры по случаю торжества. И к этому дню пекли особый хлеб – праздничный. И такой праздничный хлеб назвали «пирог», от слова «пир».
Нынче у нас праздник круглого пирога.
Участники хореографического коллектива исполняют «Танец с пирогом».
2-й: Наиболее древние пироги – это пироги из пресного теста. Дрожжевое тесто – простое и сдобное – готовили только по большим праздникам.
Слоеное появилось значительно позднее. В старину начинки пирогов отличались большим разнообразием. Пекли пироги с мясом, дичью, грибами, крупами, овощами и лесными ягодами, с творогом, яблоками, маком, рыбой и даже дикорастущими травами, например, с кислицей.
1-й: Овощная начинка тоже была самая разнообразная. Были даже огуречники – пироги с солеными огурцами. Были и так называемые хлебальные пироги: с них срезали корку и начинку ели ложками. Готовили такие пироги-тарелки с начинками из лука, капусты и моркови. По форме пироги делились на долгие, круглые и другие. В круглый пирог, как уже говорилось, вкладывался особый смысл.
2-й: Для того чтобы накрыть праздничный стол, мы собрали сегодня умелиц печь пироги, каждая принесла свои изделия. И вот сейчас я попрошу уважаемых пирожниц вынести пироги.
Под мелодию русской народной песни о хлебе (пироге) девушки выносят пироги. Следом идут пирожницы-мастерицы.
1-й: Давайте поприветствуем уважаемых пирожниц! А теперь накрывайте праздничный стол!
Звучит лирическая мелодия. Пирожницы накрывают стол.
2-й: На севере пекли пироги из пшеничной и ржаной муки, простовеики (без начинки) и загибенники (с начинкой). Из загибенников славились рыбники. На Пасху делали куличи, а также пекли пироги «под Богородицу», состоящие из двух или трех положенных друг на друга круглых пирожков.
1-й: На Вознесенье полагались рогульки. Считалось, что на них Иисус Христос возносился на небо. Пекли угодники, пироги с солеными или сушеными грибами, картофельники или яблошники, а также блинки всевозможные, в том числе гороховые и овсяные шаньги.
2-й: Кроме общеизвестных, выпекали уризники и соченики, т.е. сочники с картошкой и капустой; топтаники из гороховой муки; заспеники – пироги с овсяной кашей, крупой, заспой; ярушники – булки из ржаной или ячменной муки; ботаники – хлебные лепешки из битого мутовкой теста (нехоженого); наливушки – пироги с наливой (яйцо, творог), вроде высокой ватрушки; залитые крупой крупеники. Перед печкой на углях пекли пряженики – маленькие пирожки без начинки (постное печенье); солоники – пироги из ржаного теста с солью вместо начинки и другие.
1-й: В праздники на Руси любили устраивать состязания. Состязались в пляске, удали молодецкой, в силе. По старой русской традиции, мы сегодня устроили состязание на выпечку лучшего пирога и умение этот пирог представить. Ну, а оценивать их будут самые почетные гости. (Называет членов жюри.)
Подводятся итоги конкурса на выпечку лучшего пирога и его представление.
2-й: На нашем празднике будут и другие состязания. Уважаемые гости, мы хотим, чтобы вы тоже участвовали в них. Итак, этот прекрасный пирог, который испекли для вас работники кулинарии, и право почетного гостя за праздничным столом получит тот, кто ответит на вопрос: «Как толкуется в русском языке слово «пирожница»? Сколько у него значений?»
(Ответ: Женщина, которая печет пироги; женщина, торгующая пирогами; жена пирожника; доска, на которой стряпают пироги; лоток под пирогом; скалка для раскатывания пирогов.)
Кто последним назовет правильный ответ или даст несколько правильных ответов, тот приглашается за праздничный стол.
1-й: А еще скажите, люди добрые, почему говорят: «Поколе пироги в печи, не садись на печь?»
(Ответ: Пироги испортятся.)
2-й: А еще, чтобы пирог и хлеб не испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб, пока все хлеба не испеклись.
1-й: И еще скажите, гости дорогие, почему нельзя за ужином новый хлеб починать?
(Ответ: Спор будет в доме, и нищета одолеет.)
2-й: А как же надо каравай хлеба правильно починать?
(Ответ: Резать надо с «головы», с краю, который повыдался.)
Каравайщица приглашает всех правильно ответивших к праздничному столу.
1-й: Люди добрые, послушайте мудрые советы каравайщицы. Не метите пол, когда пироги печете – спорынью выметете. А когда месите тесто, говорите, подняв подол юбки: «Поднимайся выше». А еще, если зашли в дом, а хозяйка тесто месит, пожелайте ей «Спорыньи в квашню». Помните советы честно-хваленой каравайщицы!
2-й: У нас за праздничным столом еще много свободных мест для гостей. Предлагаю отправиться тотчас же в путешествие – себя показать да людей посмотреть. А в пути, думаю, встретим мы почетных гостей да к нашему столу и пригласим.
1-й: Я согласен. Только куда мы отправимся, кто нам путь покажет?
2-й: А укажет нам путь колобок, который испекли специально для этого праздника.
(Хлопает в ладоши, девушка вносит колобок на блюдечке.)
1-й: Нужно только сказать:
Катись по блюдечку, колобок,
Покажи нам заветный уголок!
2-й: Катился, катился колобок и прикатился в замечательную страну – «Детство». Да и как было ему туда не прикатиться, ведь человек в самом раннем возрасте знакомится с понятием «пирог».
1-й: А круглый пирог служил еще и оберегом, потому так часто это слово встречается в колыбельных песнях, потешках и прибаутках.
2-й: А скажите-ка, люди добрые, почему меленьких детей под квашню сажали да в печку на лопате совали?
(Ответ: Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали под квашню.
Руки смачивали водой, которой смазывали поделанные хлебы, и говорили:
Как мои хлебы кисли, так и ты, мое дитятко, кисни;
Как мои хлебы всходили, так и ты ходи.)
1-й: А когда ребенок был хилым и болезненным, совершали обряд «перепечения» – сажали на лопату и в холодную печку, как пирог, совали.
2-й: А скажите, люди добрые, в каких русских сказках говорится об обряде перепечения, и кто же там малых деток на лопату сажает да в печку засовывает, да не понарошку, а в самый, что ни на есть огонь жгучий?
(Ответ: Баба Яга, Ведьма.)
1-й: Правильно, Баба-Яга – волшебница, а Ведьма – ведунья. И в этих сказках отразился древний обряд перепечения.
(Приглашает всех победителей за праздничный стол.)
А теперь мы продолжим наше путешествие.
(Катает колобок, приговаривает.)
Катись по блюдечку, колобок,
Покажи нам заветный уголок.
Мы с вами попали в страну под названием «Загадка». Очень загадочная страна.
2-й: Не сиди на печи, налетай на калачи!
Пироги получит тот, кто отгадку назовет! (Загадывает загадки.)
Что на сковородку наливают, да вчетверо загибают? (Блины.)
Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб.)
Бежали овцы по Калиновому мосту,
Увидали зарю, покидались в воду. (Пельмени.)
Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень – будет, как камень. (Пирог.)
1-й: Просим всех, кто первым и правильно ответил на загадки, выйти сюда.
Участники хора поют «Станемте, ребятушки, шаньги печь» и вручают отгадавшим по калачу.
2-й: Ну а этот пирог получит тот, кто правильно назовет то, что я положила, и то, что забыла положить, чтобы получился пирог. Слушайте внимательно.
- Я положила то, что в воде родится и воды боится. (Соль.)
- Не солено, не варено, а едят. (Молоко.)
- В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо.)
- Бел, как снег, а в чести у всех. (Сахар.)
(Забыла положить: муку, дрожжи, начинку, масло.)
Давший полный ответ получает весь пирог. Если ответили несколько человек, пирог разрезается на куски и раздается отвечающим.
1-й: И вновь мы продолжаем наше путешествие. (Приговаривает.)
Катись по блюдечку, колобок,
Покажи заветный уголок!
Исполняется свадебная песня. Или звучит фонограмма.
2-й: Русская свадьба! Каких только пирогов не пекли на свадьбу! Некоторые из них были настоящим произведением искусства! Помните описание пирога в сказке «Царевна-лягушка»?
Сидящие в зале приводят примеры из сказок.
1-й: Свадебным пирогом считался курник, ведь петух и курица слыли символами семейного плодородия. Для повышения мужской силы считалось полезным переспать под насестом. Выпекали курники и для жениха, и для невесты. Каждый украшали по-своему: человеческими фигурками для жениха, орнаментами из цветов – для невесты.
2-й: Свадебным пирогом был и рыбник, который впоследствии заменил курник. На свадьбу обязательно пекли каравай из ржаной муки. Сваты привозили каравай, и каравайщица вручала его невесте. Ей же в свадьбу мужнина родня дарила витушки – крендели из сдобного теста.
1-й: И снова – конкурсы!
Ведущие проводят конкурсы: «Угадай, сколько баранок?», «Разруби калач», «На лучшего плясуна», «На лучшего частушечника», «На лучшее исполнение песни» и др. В праздник могут быть включены танцевальная и игровая программы. По усмотрению организаторов выступают различные художественные коллективы и исполнители. Последний пирог «Выгонец» вручается артистам. Ведущие прощаются с гостями, приглашают их приходить еще.
Сценарий подготовлен работниками
Петушинского РДК Владимирской области.