Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
История этого замечательного коллектива началась более полувека назад, когда по инициативе Совнаркома Чувашии в Чебоксары был приглашен Сергей Макарович Мерзляков, старейший кукольник страны, художник, драматург, режиссер и педагог. Первым спектаклем нового художественного руководителя стал "Три подружки" (пьеса С.М.Мерзлякова). Премьера состоялась 15 апреля 1945 года.
В 1951 году кукольный театр в республике был ликвидирован, но осиротевшие актеры не сдались и добились организации специальной кукольной бригады при Чувашской государственной филармонии. В 1958 году возрожденный театр возглавил ученик С.В.Образцова М.К.Антонов. Яркими спектаклями начала шестидесятых стали "Краса ненаглядная" Е.Сперанского, "Песня Сарпике" Е.Никитина.
Приезд в Чебоксары в 1966 году выпускников Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Т.Г.Моревой и Г.И.Амирханяна открыл новую страницу в истории Чувашского кукольного театра. Спектаклями "Сэмбо" Ю.Елисеева и "Волшебник изумрудного города" по А.Волкову молодые режиссеры сразу заявили о себе.
Немалую роль в формировании творческого своеобразия Чувашского государственного театра кукол сыграли, работавшие в нем в разное время, такие интересные актеры как И.А.Антонов, заслуженные артисты России М.А.Алексеев, В.И.Голубева, заслуженная артистка Республики Узбекистан Л.А.Шакова, народная артистка Чувашии М.Г.Бикулова, заслуженные артисты Чувашии Е.Е.Орлова, А.И.Ильин, С.Г.Григорьева, Ю.А.Иванова.
Чувашский государственный театр кукол широко известен в нашей республике. За 60 лет существования здесь создан поистине "золотой фонд" спектаклей для детей и юношества: "Гусенок" Н.Гернет, "Теремок" С.Маршака, "Сыграем в Красную Шапочку" по Ш Перро, "Мойдодыр" К.Чуковского, "Аленький цветочек" по Аксакову и др. В творческой практике Чувашского государственного театра кукол ограниченно сочетаются две линии: традиционно-европейская и национальная. В разные годы здесь были поставлены такие яркие национальные спектакли как "Нарспи" по К.Иванову, "Когда расцветает черемуха" И.Максимова-Кошкинского, "Кай-кай Ивана!" Н.Айзмана, "Сарпиге" Е.Никитина, "Солнечная вышивка", "Соломенная шутка", "Волшебная тухъя" М.Юхмы, "Звездная мечта" Р.Сарби, "Прости, мой зеленый весенний вечер:" - неординарная постановка по стихам М.Сеспеля.
Театр известен далеко за пределами Чувашии: Дагестан, Хакасия, Чечено-Ингушетия, Украина, Беларусь, Прибалтика, Узбекистан - таковы его гастрольные маршруты. И всюду - теплый прием, неподдельный интерес, с которым следят маленькие зрители за приключениями полюбившихся персонажей. Оживая в руках мастеров, куклы образуют красочный хоровод национальных образов.
Чувашский государственный театр кукол - лауреат Международного фестиваля театров кукол "Ян Бибиян" (Болгария), многочисленных Всероссийских фестивалей театров кукол.
Последние годы творческой работы театра можно назвать новаторским. Актеры, ориентируясь на новое поколение детей, их "клиповое" восприятие супердинамичной информации, ведут небезуспешные поиски новых форм театральных постановок. В театре появились очень интересные шоу-программы: "Куклы выходят на сцену", "Ай, да Масленица", "Чудо-сказка", которые завоевали особенную популярность маленьких зрителей. Новая телевизионная музыкальная шоу-программа для детей, созданная по инициативе Фонда новой чувашской музыки, Гостелерадиокомпании "Чувашия" и Чувашского государственного театра кукол - "Заветный час" также зародилась в театре кукол. И за небольшой срок она успела найти своего постоянного зрителя и сейчас программа существует как отдельный независимый проект.
Сегодня принято считать, что кукольный театр любят только дети, что взрослые к таким представлениям относятся слегка снисходительно. Да, малыши - самые доверчивые и благодарные, но и самые взыскательные зрители. Однако актеры театра знают, как раскрепощаются папы и мамы на детских спектаклях, с каким удовольствием они смотрят постановки для взрослых. Театр кукол имеет многовековую историю, и начинался он как зрелище для всех. И мало что изменилось за это время - все так же зритель отметает условности и невольно верит в правду происходящего на сцене. Верит в жизнь и игру кукол.